Каждому времени – свой Д'Артаньян

Опубликовано: 16.02.2015 20:14 7 18483
Каждому времени – свой Д'Артаньян

Этот юноша с почти армянской фамилией будоражит умы читателей, а потом уже и зрителей, всего мира аж с 1844 года. Автор «Трёх мушкетеров» Александр Дюма считается основоположником классического авантюрного романа. Однако с тех далеких лет написаны уже горы подобных произведений, но почему интерес к Дюма не иссякает?

Причин несколько, и все они – первые. Сюжет. Повороты событий поражают воображение  и сегодня. Возьмем, к примеру, тот забавный день, в который Д’Артаньян  ухитрился сначала в течение нескольких минут быть вызванным на дуэль тремя лучшими фехтовальщиками королевства, а затем покрыть себя славой в массовом побоище с гвардейцами и стать другом тех самых мушкетеров. Или, вся история, связанная со смертельным рейдом в Лондон, с последовательной потерей на пути товарищей, спасением чести королевы, а потом – с таким же последовательным обретением друзей, считавшихся погибшими. Добавим, что все изложенное сопровождается мастерски описанными драками.

Конфликт. Мушкетеры – кардинал Ришелье. Ришелье – Бекингем. Д’Артаньян  - Рошфор. Атос – миледи. Все эти раздоры отчаянно искрят до последних страниц романа, до самой печальной, когда Д’Артаньян  получает патент лейтенанта, а содружество распадается.

Герои. Одно из главных достоинств романа – четвероединство главных персонажей, в котором у каждого – своя роль. Атос - Благородство, Арамис – Изящество, Портос – Сила и Простодушие, Д’Артаньян  - Ловкость и Ум. Место каждого из многочисленных остальных персонажей определено предельно точно, да и обрисованы они – ювелирно: кардинал, король и королева, Констанция и др. (Точности ради нужно отметить, что речь идет именно о «Трех мушкетерах», поскольку две последующие части трилогии – «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя» - оказались столь же последовательно слабее первой во всех отношениях).

И если вы думаете, что успех Дюма обеспечен оригинальностью – это не так. Как истинный талант он интуитивно воспользовался фольклорными мотивами и сделал это блестяще. Четыре мушкетера – это, конечно, типы характеров, точнейше  прописанные. Но и – типы фольклорных богатырей! Ришелье – типичный антигерой (тот же Кощей), Констанция – помощница высокого героя, Рошфор – подручный антигероя и далее по чисто фольклорной схеме. Опасное путешествие за тридевять земель для спасения принцессы – а это есть в «Трёх мушкетерах»! Козни и наветы злой королевы – а для чего в романе миледи? Примеры можно множить. Конечно, в романе все изощреннее, чем в народной сказке, но на то он и роман, т.е. создание конкретного человека. Но читатель-зритель, скорее всего, не осознает, что прикипая душой к мушкетерам или старому доброму Джеймсу Бонду, он с увлечением читает древнюю народную сказку.

Показатель «фольклорности» - немыслимое количество экранизаций. В официальном списке – 120 (!!) позиций. И это не считая двух последующих романов! В иные годы в мире выпускали по 4-5 фильмов на основе «Трех мушкетеров». Не смущаясь! А представьте: лет эдак 300 назад зимним вечером в крестьянской избе собрались человек двадцать, чтобы послушать умелого сказителя. Несчастные: ни тебе книг, ни ТВ, ни Интернета! Так вот, эти люди знали сюжеты сказок досконально. Зачем слушали? Их восприятие было иным, чем у нас, сегодняшних: мы ищем новизны, они испытывали удовольствие от узнаваемости. И это последнее в нас в определенной мере сохранилось. Вот и причина успеха «Трех мушкетеров», позднейшей вариации на ту же тему – «Четыре танкиста и собака» - и многих им подобных.

Пишутся все эти размышлизмы после просмотра свежей версии – британского сериала «Мушкетеры». Но сначала о предшественниках.

Мне, конечно, не удалось посмотреть все 120 фильмов. Боже сохрани! О некоторых наиболее заметных Д’Артаньянах последних десятилетий  хотелось бы упомянуть. С огромным успехом по экранам мира прошла в 1961 г. французская классическая экранизация «Три мушкетера». Роль Д’Артаньяна исполнил Жерар Баррэ. Ему тогда уже сравнялось 30 лет. Подчеркну, что возраст исполнителя этой роли имеет значение!

Так вот Баррэ – высокий статный красавец-брюнет, вполне себе молодой, но уже зрелый и сильный мужчина. Каким, лично мне, и видится Д’Артаньян, юнец, физически развитый не по годам. Вообще, режиссеры выбирают на эту роль актеров или сильно за 18, или стараются найти трогательно красивого и шустрого мальчика. Баррэ был близок к классическому идеалу, как и весь фильм, точно и энергично воспроизводящий текст романа. Кстати, это одна из немногих экранизаций «Трех мушкетеров», в которой обратили внимание на слуг мушкетеров, почему-то незаслуженно забываемых.

Конечно, не мог пройти мимо роли Д’Артаньяна Жан Марэ – первый фехтовальщик и наездник французского кино. Он сыграл гасконца в 1962 г. в фильме «Железная маска». Здесь его герою под пятьдесят, т.к. сюжет фильма – вольная вариация на тему «Десять лет спустя». Зрелый, весь из себя сочный герой с широкой белозубой улыбкой, железный воин и покоритель женщин. Дорогие костюмы, неподражаемые французские поединки и пленительные французские пейзажи. Не фильм – сплошной отдых!

В 1973 году британский режиссер Ричард Лестер в фильме «Три мушкетера» решил отойти от канона. Сюжет довольно точно следовал оригиналу, только все действия персонажей были комически переиначены, и все превратилось в некое подобие фарса. Лично мне не смешно, когда с гвардейцами мушкетеры расправляются при помощи бельевых веревок и оружия, именуемого в России словом «дрын». Да и неудивительно, поскольку гвардейцы представлены в виде банды неуклюжих кретинов. Д’Артаньян в исполнении Майкла Йорка – светлоглазый блондин с вполне мужицко-английской внешностью – не подходит. Возможно, режиссер, снимавший милые и глупые фильмы-ревю с участием “Beatles”, перепутал жанры.

Советский «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) лучше всего знаком нашему зрителю. Сборная лучших актеров, множество музыкальных хитов. Михаил Боярский в главной роли (30 лет) – актер, которого трудно представить в роли «нашего современника». Его амплуа – вечный Д’Артаньян. Лишенный чувства ностальгии по прошлой жизни, не способен смотреть этот фильм. Не нравился он мне, впрочем, никогда. В моем мозгу роман Дюма как-то не укладывается в оперетту. Д’Артаньян-Боярский явно перебарщивает с бодрячеством. И ещё. Такой фильм просто обязан быть дорогим! А вот денег явно и остро не хватило.

«Три мушкетера» студии Уолта Диснея (1993 г.) полностью соответствуют  идеологии компании, в основе которой принципы «семейного кино», т.е. никакой жестокости и тем более непристойности, ничего сколько-нибудь новаторского и, Боже упаси, авангардного. Все и получилось по рецепту: компания удалых мушкетеров весело и задорно спасает своего юного и симпатичного короля от комично-ужасного кардинала. Впечатление такое, что полнометражный мультик перевели в формат игрового кино. Да, Д’Артаньян – Крис О’Доннел (22 года), симпатичный кудрявый мальчуган-старшеклассник. В общем, неплохое подростковое кино.

А вот франко-американский «Человек в железной маске» (1998) – крайне интересный фильм. От одного списка исполнителей кружится голова истинного киномана: Атос – Джон Малкович, Арамис – Джереми Айронс, Портос – Жерар Депардье, король – Леонардо ди Каприо. И Д’Артаньян – знаменитый ирландский актер Гэбриэл Бирн (48 лет – как и положено по тексту заключительной части трилогии) – сдержанный, мужественный без ухарства, грустно-утонченный, познавший жизнь с ее изнанки. Фильм по-настоящему интригующий сюжетом, умный, по-хорошему страстный.

Не имея охоты копаться в экзотических разновидностях  экранизаций, в которых то преобладают эротические фантазии постановщика, то главными героями являются слуги, упомяну все же о фильме 2001 «Мушкетер», совместной продукции аж четырёх стран.  Бредовая смесь гонконгского боевика с мотивами Дюма. Все персонажи классика зачем-то, как ошпаренные, рубятся в ушу и удушу. Д’Артаньян – Джастин Чемберс не запомнился даже в лицо. Единственное не то чтобы очень светлое пятно –  роль главного злодея исполнил великий британский  актер Тим Рот.

Чрезвычайно глупо поступил в 2013 году Сергей Жигунов, выбравший для своего режиссерского дебюта «Трех мушкетеров». А глупость вот в чем. Жигунов, опытный кинопродюсер, развернул широкую и дорогую рекламу, а когда зритель рванул в кинотеатры – его ждало удручающее зрелище: было похоже, что сюжет поставили на очень ускоренную перемотку. Я сам был очень огорчен и долго к этому фильму не возвращался. Пока не узнал, что существует полноценная телеверсия аж в 10 эпизодов. Знакомство с этим фильмом размягчило сердце по отношению к Жигунову и команде. Роман освоен бережно: в правильных пропорциях смешано героическое с комическим, любовь со смертью. Превосходно поставлены многочисленные боевые сцены. Правильно носятся дорогие костюмы. И, что очень важно, мушкетеры не общаются друг с другом, как пацаны на районе, а, как и положено дворянам, обращаются друг к другу на «вы». Актеры также оказались очень хороши. Особенно пришелся к роли Портоса крепкий и уже начинающий грузнеть Алексей Макаров. Режиссер фильма неоднократно публично радовался тому, что очень удачно нашел своего Д’Артаньяна. А и правда. Риналь Мухаметов  (23 года) – очень привлекательный, акробатически спортивный, темпераментный – явно заставил неровно биться прежде всего женские сердца.

Традиционно не обращая внимания на предшественников, британские кинематографисты в 2014 году порадовали сериалом «Мушкетеры». Это очень основательное кино, впрочем, как и все, что производится компанией BBC. Это экранизация по очень отдаленным мотивам. Прежде всего, это сериал в форме «случай недели», т.е. эпизоды не связаны между собой. Да, бедный гасконский дворянин Д’Артаньян прибывает в Париж делать карьеру, ссорится и дружится с мушкетерами. Да, есть кардинал, миледи, король и королева. Все остальное – плод вольной фантазии сценаристов, цепь отдельных вполне законченных героических деяний мушкетеров. Фильм снят в шикарных интерьерах 17 века. Шикарные же костюмы (браво художникам!) уже  должны насторожить внимательного зрителя: все вроде так, но в то же время сдвинуто к нашему веку. Особенно одеяния кардинала Ришелье и невероятно стильные, из натуральной кожи, костюмы мушкетеров.  Да и вся концепция сериала сдвинута к Европе начала 21 века.

Эти воины-дворяне однозначно ставят на первое место человека и его достоинство и не задумываясь приходят на помощь разнообразным обманутым и обездоленным. А уж Портос-мулат – это отдельное ваще! К тому же, он вырос на социальном дне бандитского Парижа, сам в прошлом – член ОПГ, но осознал, порвал, добился места в полку мушкетеров и дворянства. С точки зрения исторической науки – полный вздор. Но, как сказал дедушка Крылов, «мы историю не пишем». И такой Портос – ко времени. И Д’Артаньян – Люк Паскуалино, родившийся в Англии итальянец (отец – сицилиец!) – смуглый, как положено гасконцу, худощавый и гибкий, но не  хлипкий юнец (24 года), обаятельный без кукольной красивости, ненавязчиво харизматичный. Компактные и дерзкие сюжеты, превосходная боевая хореография, очень живые Ришелье, король, Тревиль, настоящая мужская дружба – и вот уже заслуженный зрительский успех и продолжение сериала на второй сезон.

Не поручусь, что пока я все это писал, кто-нибудь не начал снимать новый фильм о мушкетерах Дюма и о славном Д’Артаньяне. «О сколько нам открытий чудных…», - сказал Пушкин, не читавший Дюма.

Опубликовано: 16.02.2015 20:14 7 18483
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter
загрузка комментариев