«Выборы – это торг между народом и властью»

Опубликовано: 15.08.2007 10:09 0 4139

Когда заходит речь о предстоящих выборах, у нас говорят, что перед разными партиями стоят те или иные задачи. Например, «Единая Россия» намерена занять доминирующее положение в Госдуме нового созыва, чтобы и дальше выполнять программу, намеченную президентом. СПС тем временем хочет потеснить конкурентов на политическом поле и вернуть себе утраченные кресла в парламенте. «Справедливая Россия» мечтает занять место «Единой». КПРФ планирует расширить собственное представительство за счет полевевшего электората. ЛДПР тоже строит грандиозные планы. И так далее. Всего на места в Госдуме теоретически могут претендовать 17 партий. И у каждой свои цели.
Но выборы — процесс обоюдный. И как я заметил в одной из своих статей, это торг между народом и властью. Поэтому перед русскими в преддверии очередного всплеска политической активности тоже стоят определенные задачи.

Почему сегодняшний момент так важен?
В России в ближайшие месяцы произойдет полная смена власти. Сначала нам предстоит выбрать депутатов Госдумы, потом определиться со следующим Президентом. За этим последует обновление Правительства, которым наверняка сразу же займется очередной глава государства. А затем — изменения в губернаторском корпусе.
Хороша ли столь резкая метаморфоза властной вертикали — можно спорить. Но опыт показывает, что выборы создают реальную возможность обновления элит, тем самым позволяя обществу эволюционировать. Если же такой смены не происходит, то в массах накапливается недовольство, которое рано или поздно выливается в очередные революционные потрясения.
Пока после 1991 года нам, слава Богу, удавалось избежать второго сценария. В начале 90-х к власти пришли демократы. Эдакие разночинцы, попавшие в высокие кабинеты кто за счет собственных административных талантов, кто благодаря ораторским способностям и умению убедить или эпатировать публику. Однако уже в середине последнего десятилетия XX века, когда Ельцин раздал в частные руки основную госсобственность, ведущую роль играли олигархи. По аналогии с Семибоярщиной начала правления Ивана Грозного образовалась «семибанкирщина».
Между тем жизнь не стоит на месте. И на сегодняшний момент кто-то из этих олигархов сбежал, весьма кстати вспомнив о своем израильском гражданстве, или же скрывается в тени лондонского Биг-Бена. А у кого-то и вовсе отобрали деньги. К власти же вместо них пришла партийно-бюрократическая элита, во многом старой — еще советской — закваски. Но и она не вечна. Сейчас мы отчетливо видим, что грядет очередное обновление.
На смену должно прийти поколение русских предпринимателей и менеджеров, активных, самодостаточных людей. Произойдет ли это на сей раз? Не знаю. Последнее слово здесь опять же за нашим выбором.
Как бы то ни было, лишь обновлением элиты — внешним атрибутом перемен — круг насущных интересов русского народа не ограничивается. В частности, перед ним стоит куда более глобальная задача — стать хозяином в своей стране. Причем как в политической сфере — выбрав представителей, которые выражали бы его интересы, так и в экономической области — сосредоточив управление основными ресурсами и процессами в своих руках.
Не менее важные вопросы требуют своего решения и в сфере духовной. Достаточно посмотреть на то, какой шум поднялся вокруг малейшей попытки русских заявить о праве на собственную православную культуру. На то, чтобы на своей земле учить своих же детей ее основам. Причем не принудительно, а по желанию — в качестве школьного факультатива. Тут же зажужжал и взвился целый рой всевозможных правозащитников и поборников человеческих псевдосвобод на западный манер. Это говорит о том, что борьба еще только предстоит.

Способны ли мы выиграть эту борьбу?
Сейчас у нас действительно появился неплохой шанс вернуть себе чувство хозяев в своем доме. Кстати, в преддверии прошлых парламентских выборов среди националистов был популярен лозунг о том, что нам нужен закон о русском народе, который официально определил бы его статус в качестве государствообразующей нации. И я тоже какое-то время разделял это мнение. Но сегодня, после долгих размышлений, думаю, что такая мера в общем-то необязательна.
Глядя на Казахстан, а с недавних пор на Грузию или Эстонию, можно сказать, что в этих странах прекрасно обходятся и без специального закона. Там и так ясно, кто в доме хозяин. И недавний снос памятника Воину-освободителю в Таллине — символический акт, призванный показать это всем, «кто еще не понял».
Ту же ситуацию я наблюдаю в Германии или Франции, где при всем этническом многообразии у власти находится национально ориентированное ядро общества. Русский же народ полноправным хозяином в собственной стране себя пока не ощущает. А пора бы. Тогда сквозь призму этого чувства совсем по-другому будут восприниматься и все остальные процессы. Имея понятную грань, можно регулировать любую ситуацию.
Да, многие боятся, что другие народы в ответ на подъем самосознания коренного большинства тоже не захотят уступать и пойдут в клинч. Поэтому власть и давит сегодня малейшие проявления национального чувства русских. Однако многое в этой позиции от лукавого. Когда в бывших советских республиках проходил такой же процесс самоидентификации и утверждения титульных этносов, все остальные смирились со своей ролью. Поэтому я (как человек, лично наблюдавший все это) считаю масштабные антирусские выступления и межнациональные конфликты маловероятными. Если, конечно, их не подогревать искусственно, чем любят заниматься враги России.
Кстати, сегодня многие ностальгируют по Советскому Союзу. А ведь при СССР существовало понятие «старший брат». И все остальные народы воспринимали его с уважением. Еще во времена моей молодости авторитет русских был непререкаем. К примеру, живя в Казахстане, я видел, что у казахов с их вечной борьбой кланов (жузов) наш народ ассоциировался со справедливостью. Среди чеченцев или кабардинцев мне доводилось наблюдать такое же отношение.
Соответствующие принципы были заложены и в национальной политике: если первым секретарем республиканского комитета партии назначали русского, то вторым — обязательно кого-то из местных этнических кадров. И наоборот. Сегодня же в российских автономных округах и национальных республиках русских у власти практически нет. Так почему бы нам не вернуться хотя бы к проверенной советской норме?

Как нам стать хозяевами в своей стране?
В первую очередь каждый народ реализует свои возможности через партии. И я очень внимательно наблюдаю за тем, что происходит в этой сфере.
Сейчас мы имеем список из 17 партий, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с новым законодательством. Однако нет в этом перечне такой политической силы, которая открыто заявила бы о том, что намерена отстаивать интересы русских. Еще недавно на эту роль претендовала рогозинская «Великая Россия», но ей в регистрации отказано. Поэтому при решении своих задач нам придется из уже существующих партий выбирать ту, которая сможет выражать нашу волю.
Сегодня проблема № 1 — вымирание русского народа. И необходимость физического выживания — первейшая из всех. Может оказаться, что перед выборами политики пошумели, выделили какие-то деньги, призванные стимулировать рождаемость, и все. Но эту линию надо гнуть не год и не два, а десятилетиями. Значит, к власти должны прийти не просто технократы, а люди, которые будут понимать всю важность проблемы и добиваться ее решения.
Второе — это, конечно, борьба с коррупцией, которая давно стала нашим бытом. При решении любых вопросов главенствует один метод — дать на лапу. И это вопрос выживания нашего государства, которое, окончательно прогнив, может рухнуть в любой момент под тяжестью собственных грехов.
Поэтому сейчас, собираясь отправиться на избирательные участки, надо внимательно смотреть, кому мы доверяем право говорить от нашего имени. Сегодня прошло время, когда голосовали за кого ни попадя (хоть за Партию любителей пива) шутки ради. Потому что в большинстве случаев такое веселье оканчивалось горькими слезами. Привычно отмахнуться: «Они там, а мы здесь» уже не получится. Мы все увязаны вместе. И никуда нам друг от друга не деться.
Понятно, что не сразу народ усваивает новые правила игры. Хваленая английская демократия имеет 400-летнюю традицию. У нас же такой традиции не было. И вдруг всем сразу дали возможность выражать свои пристрастия. Русский философ Иван Ильин в свое время предупреждал, что в подобной ситуации открывается огромный простор для манипуляции. И многие могут этим воспользоваться.
Как мы убедились, неискушенность народа в таких вопросах действительно не раз приводила к самым плачевным результатам. Однако сейчас минимальный опыт у нас сформировался. Выработался определенный иммунитет к шутам и проходимцам. А значит, появилась возможность более внимательно посмотреть, кто и что из себя представляет. Какие дает обещания. И самое главное — что сможет сделать.
Александр ЛАПИН.

Опубликовано: 15.08.2007 10:09 0 4139
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев