Одна и та же личность, при наступлении определенных обстоятельств, способна функционировать, исходя из одного из трех состояний, которые четко различаются между собою. Именно от того, какое в каком состоянии человек действует, зависит, какие мысли его посещают, какие решения он принимает, какие действия совершает. Это троица: Родитель – Ребенок – Взрослый. Человек часто попадает в их капкан, но не умеет их своевременно распознавать и использовать для улучшения своего благополучия.
Каждое из состояний обладает своими отличительными чертами, имеет свои преимущества и недостатки в каких-то ситуациях. Но вся эта троица: Родитель – Ребенок – Взрослый крайне необходима для полноценного функционирования личности. Что же представляют собой эти состояния?
Родитель
Убеждения, установки, стиль поведения, которые были скопированы извне, чаще от своих родителей. Внешнее проявление Родителя – предубеждения, чрезмерно критическое либо слишком заботливое отношение к другим. Внутренне это состояние ощущается, как усвоенные родительские назидания, которые продолжают оказывать влияние на внутреннего Ребенка.Родитель необходим человеку, чтобы быстро и правильно сориентироваться в жизненных ситуациях, различать добро и зло в глобальных масштабах, суметь поддержать себя в трудный момент.
Ребенок
Мысли, эмоции, ребяческое поведение. Состояние Ребенка содержит все желания, потребности, побуждения, естественные для детского возраста. Основывается на хранящихся в памяти детских переживаниях, способах реагирования, позиции в отношении других. Это состояние отвечает за творческий потенциал человека. Ребенок нужен человеку, чтобы обрести доступ к своей интуиции, проявить свои чувства. Благодаря этому состоянию мы ведем себя непосредственно, чувствуем себя свободно.
Взрослый
Адекватная реакция на обстоятельства, пребывание «здесь и сейчас». Это состояние не зависит от биологического возраста человека. Оно нацелено на восприятие текущей реалий жизни. Помогает получить информацию и принять объективное решение. Взрослый – хорошо организованная, рассудительная, находчивая личность. Это состояние необходимо, чтобы не «впасть» в модели реагирования, свойственные для Ребенка и Родителя. Помогает не жить иллюзиями. Позволяет связать желаемое со своими возможностями.
В реальной жизни «чистое» состояние встречается крайне редко. Человеку необходимо работать над собой, чтобы развить какое-то состояние, заставить Родителя – Ребенка – Взрослого работать на благо, а не причинять ущерб и создавать проблемы. Проиллюстрируем на примерах.
Милая, мягкосердечная тридцатилетняя женщина. За скромной улыбкой маскируется неуверенность в себе, робость, застенчивость. Привычная к критике и ожидающая ее. Оставляет свою точку зрения «внутри», всегда со всем соглашается.
Эту особу часто игнорируют домочадцы, оставляя ее потребности без внимания. Ее заботой без стеснения пользуются своенравные дети. Родители требуют от нее постоянного внимания. Она покладиста и неконфликтна. На работе женщина помимо выполнения своих обязанностей, взваливает на свои плечи задания коллег. Всегда все выполняет добросовестно и своевременно. Однако ей никогда не достаются премии.
Откуда взялась такая раболепная покорность? В детстве маленькая девочка была ребенком – «подарком». Она всегда слушалась родителей, поскольку боялась их крикливых ругательств, если что-либо было сделано против их желаний. Для девочки стало приспособительной реакцией через послушание сохранить свой внутренний комфорт. Конечно, для малышки это было мудрым решением, ведь противостоять авторитарным родителям у нее не было возможности. Но тактика, которая была полезной в детстве, непригодна во взрослой жизни.
Женщина вышла замуж за человека, который был похожий своей авторитарностью на ее родителей. Супруг не проявлял к ней уважения и считал ее «удобным» и «выгодным» существом. На работе ценили ее безотказность и исполнительность, однако не оказывали никакой благодарности, поскольку полагали, что она и в таком статусе все выполнит. То есть женщина перенесла свои детские реакции во взрослую жизнь.
Что делать в этой ситуации? Четко отследить, при каких обстоятельствах просыпается внутренний Ребенок. Определить для себя, это состояние полезно и уместно, или, наоборот, причиняет вред. Научиться занимать позицию Взрослого, когда это необходимо.
Женщина долго работала над собой. Она стала отстаивать свои права на работе, в итоге ее заметили коллеги и руководство, наградив повышением по службе. Но в семье не все было гладко. Дети со временем признали, что у их мамы есть свои интересы, потребности, желания. Однако супруг не смог принять факт, что у его жены есть характер, и подал на развод. Но женщина не впала в депрессию, ведь теперь она может смотреть на происходящее с позиции Взрослого.
Уверенный в своем благополучии и правоте мужчина. Стремится наладить в семье «правильный» распорядок и следит за дисциплиной. Его требования к родным отражают исключительно его видение мира. Он не признает право других быть компетентными в каких-либо сферах и принимать самостоятельные решения.
Его «полезные» инициативы не поддерживаются близкими. Супруга отказывается каждый выходной кататься на велосипеде. Дочь старается спрятаться в своей комнате, чтобы не было необходимости раскладывать все вещи в идеальной последовательности.
Находясь рядом с этим мужчиной, возникает ощущение духоты. Создается впечатление, что он знает абсолютно все: как правильно жить, трудиться, строить отношения. Мужчина попросту не признает право других людей видеть мир в ином свете.
Он не способен понять, что чувствуют и хотят окружающие люди. Ведь он воспитывался в семье, где царили директивы Родителя. Действительно, его предки хотели дать сыну самое лучшее: хорошее образование, занятия спортом, здоровый образ жизни. Однако родители никогда не разговаривали с ребенком по душам и не интересовались его мнением.
Что делать, когда Родитель зашкаливает? Постараться понять, что чувствуют, хотят, о чем мечтают близкие люди. Задуматься над тем, каким образом можно сделать близких счастливыми и довольными. Поговорить откровенно с домочадцами и найти компромиссное решение.
Мужчина всерьез приступил к работе над собой. Вначале ему было непривычно и неуютно. Однако он сумел пересмотреть свое представление о жене и дочери. Он научился доверять своим близким. И со временем осознал, что жена и дочь справляются со многими делами без его родительского вмешательства. В семье стало больше искренности и непосредственности: сухая атмосфера «казармы» заменилась теплым домашним уютом.
Основная цель работы над собой – добиться того, что все три состояния смогли гармонично существовать в нашей личности, «ладили» и «дружили».
Нам следует научиться слышать и слушать своего Ребенка, четко понимать, что ему необходимо:
Осознать, к каким хитростям он прибегает, чтобы добиться желаемого:
Нам необходимо открыть и утвердить в себе источник внутренней силы – доброжелательного, терпеливого, сочувствующего Родителя, который:
Нам следует раскрыть потенциал Взрослого – здравомыслящего, рассудительного, способного быстро адаптироваться человека, который:
Даже в те времена, когда не существовало психологии и психоанализа, «план», по которому человек живет, был всегда. Жизненные сценарии состоят из нескольких компонентов – убеждений: о себе, о других людях, о жизни в целом.
Убеждения о себе:
Убеждения о других людях
Убеждения о жизни
Все вышеуказанные убеждения – неосознаваемые мысли. На основании их мы принимаем решения. У каждого человека имеется свой комплект убеждений, верований, мыслей и действий, которые он совершает автоматически. Такая система создана в прошлом, но работает она в настоящем и влияет на будущее.
Маленький ребенок воспринимает своих родителей в качестве богов и сказочных волшебников, которые с помощью магии одаривают его всем необходимым: любовью, вниманием, лаской, пищей, одеждой, игрушками. Малыш интуитивно ощущает, что именно от его предков зависит его выживание, существование, благополучие. Таким образом Ребенок понимает и принимает свою зависимость от родителей.
К сожалению, ни одному взрослому не удается делать все идеальным образом. Одних детей не жалеют и не одаривают лаской. Другим крохам запрещают бояться и плакать. Для третьих малышей становится табу естественная потребность выражать свои эмоции.
Ребенок со временем осознает, что не все его переживания и потребности одобряются взрослыми. И он начинает подстраиваться под приемлемую для родителей «модель». Если родители его ругают, что он слишком «громкий» и «шумный», малыш старается стать незаметным. Если предки убеждены, что все должно быть сделано идеально, а в противном случае и не следует и начинать, то кроха начинает ставить перед собой высокую планку и не решается испробовать что-то новое из-за страха потерпеть фиаско. Таким образом формируются и утверждаются сценарии реагирования на требования тех людей, от которых зависишь.
Помимо этого, каждый малыш получает информацию от родителей о том, как устроен мир, как строятся отношения в социуме, что из себя он представляет. И ребенок воспринимает эти сведения со слепой верой, потому что окружающие его взрослые – единственные носители информации, которую он способен получить.
Если родители постоянно говорили карапузу, что он неуклюжий, неловкий, неспособный, такие установки сохраняются и во взрослом возрасте даже у состоявшегося респектабельного бизнесмена. В какой-то момент при каких-то обстоятельствах вылезают идеи о том, что он не сможет справиться с новым делом, потому он и не пробует осуществить задуманный выгодный план. Именно таким образом в мышлении человека укореняются верования, в соответствии с которыми он действует.
Всегда можно взять ситуацию под свой личный контроль. На время взять паузу и постараться четко понять: что руководит вашими мыслями, поступками, действиями. Не только в детские годы, но и на протяжение всей жизни мы создаем свои личные сценарии реагирования на конкретные события. Именно наши поступки определяют нашу судьбу. Именно наши действия поставили нас в такое положение, в каком мы находимся в данный момент.
Но способ реагирования на события и сценарий жизни всегда можно изменить. Спектр вопросов, который может быть разрешен с помощью трансактного анализа широк и многообразен.
Это вопросы ситуационного выбора, такие как:
Это вопросы с продолжительным течением, когда человек ощущает, что такие проблемы существуют всю жизнь, такие как:
Трансакционный анализ позволяет понять свое поведение, помогает доверять себе, делать собственные умозаключения, принимать самостоятельные решения и открыто заявлять о своих потребностях. Это путь к личной свободе и независимости. Главное – всегда осознавать: именно от наших поступков сегодня зависит то, где мы будем завтра.
Группа ВК “Гипноз: обучение гипнозу и отзывы о гипнотерапии”
Избавление от фобий и психосоматики&Гипнокоррекция жизненных установок. Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания www.kp40.ru или других изданий, чьи материалы размещены в ПДФ-архиве, как первоисточника информации.
В случае использования материалов на других сайтах обязательна активная гиперссылка на эти материалы, либо на главную страницу www.kp40.ru
Реклама в изданиях ООО "Агентство "Комсомольская правда - Калуга" и на сайте
Портал Калуги и области www.kp40.ru зарегистрирован как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 августа 2014 г. Регистрационный номер: Эл №ФС77-58967
Учредитель: ООО «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»
Главный редактор: Ивкин В.П.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Координаты для связи:
Адрес редакции: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36. Телефон/факс: +7(4842)79-04-54
E-mail редакции: [email protected], [email protected]
Отдел рекламы на сайте: [email protected]
Новости, размещенные в рубриках «Новости компаний» и "Новости партнеров" с тэгами «реклама», «городская дума», «законодательное собрание», «политика», «область», «Городской голова Калуги» публикуются на договорной, рекламно-информационной основе.