Учёные и схемы вместо дураков и дорог

Как известно, в России — две беды. С недавних пор в городах нашей страны с ними стали бороться с помощью умных людей, разрабатывающих схемы дорожного движения. Получается не очень. Станет ли Калуга исключением?
Иван Романов
09:47 11.05.2018
9 31356
Читайте KP40.RU:

В феврале на сайте госзакупок появился лот от Управления экономики и имущественных отношений города Калуги на проведение научного исследования и разработку новой схемы дорожного движения и программы развития общественного транспорта нашего города. Торги уже прошли, и работа (вроде бы) идёт, а сомнений в том, нужна ли нам такая схема, всё больше.

Зачем нужна эта схема?

Официально — для того, чтобы организовать движение общественного транспорта, устраивающее максимальное число горожан. Дело в том, что никто толком не знает, как выглядит пассажиропоток в Калуге: сколько человек, когда и по каким маршрутам перемещается в течение дня. Точно известно только то, что есть проблемы: на отдельных маршрутах машин вроде бы хватает, на других, кажется, нет, где-то они переполнены, где-то — пус­тые. А тут ещё и сезонные факторы плюс быстрое расширение города. Короче, нужно что-то менять. И вот для того, чтобы поменять, и решили спросить совета у умных людей.

Но на практике заказ этой схемы выглядит как некая индульгенция — уж слишком большие надежды возлагают на неё городские власти. Бывший градоначальник Константин Горобцов, например, говорил:

— При наличии этой схемы мы сможем целиком определить одного подрядчика на все городские маршруты. И этим подрядчиком, по моему мнению, должен стать МУП (Управление Калужского троллейбуса. — Прим. ред.). А дальше будут отношения субподрядные, но очень чёткие и жёсткие. Появилась одна лишняя маршрутка — расторжение контракта и большой штраф. Выезжает «Пазик» — расторжение контракта, штраф. Вот к чему мы идём.

То есть схему, по крайней мере, на момент объявления торгов планировалось использовать для разрешения конфликта между муниципальным транспортом — троллейбусами — и частным — маршрутками. Последние, по мнению некоторых городских депутатов, отбирают прибыль у первых, и, если их число сократить, муниципальному транспорту будет легче жить и зарабатывать. Сразу отметим, что перевести частных извозчиков на субподряд к муниципальному предприятию городские власти вряд ли смогут, но существенно повлиять на ситуацию всё же способны, но об этом позже.

Кто победил?

Как обычно на торгах — те, кто меньше всех запросил. В данном случае это компания «ДорМостПроект» из Воронежа. В ходе аукциона цены с 19 млн. 400 тыс. упали до 10 млн. рублей. В то время как остальные 8 компаний, участвовавших в торгах, снизили цены только до 16–14 млн. Выигрывать торги подобным образом — фирменный стиль «ДорМостПроекта». С помощью таких экстремальных понижений они уже выигрывали подобные конкурсы в Пензе, Губкине, Костроме, Владивостоке, Архангельске, Симферополе, Ялте, Лесосибирске, Новочеркасске, Норильске, Клину и в Кургане. Любопытно, что в Кургане, который сопоставим с Калугой и по населению, и по площади, на разработку схемы дорожного движения город выделил только 5,3 млн. рублей, а «ДорМостПроект» согласился проделать работу за 1,2 млн. Надо полагать, требования к качеству исследования там не ниже, чем в Калуге. А если нет разницы, зачем платить больше?

Всё — в рамках правового поля

Никакого криминала в действиях «ДорМостПроекта» нет. Выигрывать торги подобным образом — нормальная практика для современной России. Может быть и так: именно эта компания работает по реальным ценам, а все остальные их завышают. Но в таком случае Калуга сильно просчиталась, и нам следует призвать горуправу к повышению бюджетной дисциплины.

Как будет проводиться исследование?

Начать обещали с социологического опроса населения в соцсетях и на сайте горуп­равы. Предполагалось, что горожане расскажут, какими маршрутами они пользуются, что им нравится, а что — нет. Но на сегодняшний день все анкеты куда-то пропали. Однако доподлинно известно, что калужские анкеты публиковались в социальных сетях того же Кургана, так что доверять им нельзя — неизвестно, кто их заполнял.

Если судить по сайту компании «ДорМостПроект», есть ещё и некий полевой этап исследований. Это когда по городу ездит машина с разнообразной записывающей аппаратурой и фиксирует движение транспорта. Среди перевозчиков ходили слухи о специальных людях, которые будут считать потенциальных пассажиров на остановках, и даже о камерах, которые могут фиксировать количество проехавших машин. Собранную таким образом информацию будут обрабатывать через специальный программный комплекс «PTV Vision», который создаст математическую модель городского движения и подскажет, где и что надо поменять, чтобы всё работало лучше.

Только это не сработает

Во-первых, потому, что исследование будет длиться 10 месяцев, в которые зима не попадёт, а зимой в нашей стране всё работает иначе. Во-вторых, потому, что «тео­рия суха, а древо жизни зеленеет».

В прошлом году «ДорМостПроект» в своей привычной манере (сбив цены с 25 млн. до 7,5 млн.) выиграл конкурс на разработку схемы движения общественного транспорта для города Ялты. По сообщениям ялтинских газет, уже через пару месяцев после внедрения предложенных инноваций общественность взбунтовалась. Из-за закрытия пешеходного моста в центре города школьникам по дороге на учёбу приходилось делать крюк в 2 километ­ра. Но хуже всего то, что пострадала градообразующая отрасль — туризм. Из-за новых светофоров и правил движения общественного транспорта экскурсионные автобусы были вынуждены искать пути объезда, что  иногда приводило к увеличению времени экскурсии на целый час. Как-то не учли в «ДорМостПроекте» городскую специфику…

Результат немного предсказуем

В Воронеже сейчас идёт следствие по делу о даче взятки муниципальным служащим. По версии следствия, мзду те получили за быстрое принятие работ по паспортизации мостов и путепроводов. Угадайте, кто эти работы выполнял и (по версии следствия) взятку давал? Правильно. Контракт на обследование мостов Воронежа «ДорМостПроект» получил в октябре 2017 года. При максимальной его стоимости в 10,83 млн. рублей предприятие сбило цену до 5,48 млн. Но калужские власти примут результаты исследования «ДорМостПроекта» не поэтому, а потому что, как сказано выше, это «научное исследование» — простая формальность, и необходимо оно лишь для того, чтобы с чистой совестью переместить баланс на рынке пассажирских грузоперевозок в Калуге в сторону муниципального предприятия. Самый простой способ сделать это — потребовать от частников увеличить пасажировместимость их транспорта. Маршруточников заставят (можете считать это прогнозом) пересесть на большие автобусы. Сделать это смогут не все, и Калужский троллейбус получит преимущество.

Эта статья была опубликована в №19 газеты «Калужский перекресток» от 09.05.2018. Ещё больше материалов в электронном архиве издания.


Новости по тегу
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
Лента настроения
10 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Всего: 9 комментариев
Чтобы оставлять комментарии — авторизуйтесь
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
Партнёрские новости
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
Опрос
Калужане снова проголосовали за благоустройство набережной Яченского водохранилища по проекту "Комфортная городская среда". Ваше мнение?
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
Комментарий дня
ТОП тегов
eyJpdiI6ImVjb3JTMWtNL0dDaWtjZmViM2RBS2c9PSIsInZhbHVlIjoiYVp5NWZJY3lteWxGcnhyS2YwWEQ3OXIxZk85ZGErdmg2NzczODNWV2VnVVRnc25UbitVT3BXcDAwZFgxQWljTW81OVNLSmlHaC9xa2tIK1ZmWWxkU1Rhc2ZHNk4rOWoyekFuTG9NRWlPRmJrVzVMeStxKzZDRFlNWmxJc0lQeTBYMlYrZWJzSDJTN0luYVpscGQvc0xWb2JlUVl5WnY2YkFBNTVLb0dOSGRYalZ5bld3NjBUcTJDbWFvWDJ0RDlCaHFPanF6Y0phV3JaTUhrMzJIVzlnanM4UFl2SmticDhaem1aRXduc1RBOD0iLCJtYWMiOiJmYjU1ZTY1ZWViOWI5Njk1YWJhYjYxZTcyMjQ3NTU5YmE0MDJkOTJkYWIxMzhlYTQ5M2E5NTdjYjY3ZmIyN2I5IiwidGFnIjoiIn0=