Министр образования: «В наших школах много тлена...»

Опубликовано: 05.10.2016 16:47 57 12615

Молодых учителей, с которыми накануне их профессионального праздника встретился министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ, вполне можно было бы принять за студентов, а кое-кого – и за старшеклассников: очень юные, взгляд ещё совсем не строгий, не учительский. Ещё полтора месяца назад они были просто Настями, Дашами и Серёжами. Теперь их величают исключительно по имени-отчеству, хотя, чувствуется, девушки и юноши к такому обращению к себе ещё не привыкли.

В этом году ряды калужских педагогов пополнили 175 выпускников вузов. По словам Александра Аникеева, эта цифра остаётся стабильной на протяжении последних нескольких лет.

- Это огромная радость – ощущать, что наша система жива, пополняется замечательными людьми, которые хотят работать с детьми и что таких ребят становится всё больше и больше, - сказал министр образования и науки, приветствуя своих молодых коллег. –  Это значит, что мы пришли к некоей такой ситуации, когда идёт естественное обновление кадров, когда люди перестали ныть о том, что в школе нет хороших учителей, что туда не идут молодые педагоги. Ситуация сейчас, конечно, очень сильно переломилась. Впервые за многие годы мы проанализировали, сколько же учителей у нас остаётся в профессии. В прошлом году пришло 174 молодых учителя, из них уволилось 29. Мы рады, что цифра эта небольшая – всего 17%.  

О новом взгляде на школу

Начинающим педагогам сразу дали понять: на них возлагаются особые надежды. С одной стороны, от них ждут соблюдения определённых правил, существующих в школе. С другой – именно молодые учителя должны стать тем механизмом, который сделает современную школу «школой радости».  

- Школа – очень сложный и очень стабильный механизм. И эта стабильность всегда определяется определёнными правилами, параметрами, чёткой организацией её деятельности. Эти правила нужно соблюдать очень чётко и жёстко. Дети хорошо это чувствуют. Неслучайно в образовании существует такое понятие, как единые требования. Умение предъявлять их и самому следовать им очень важно. На этом основывается ваш авторитет.

В то же время я призываю вас не быть конформистами. Можно просто прийти в школу, подстроиться под неё, принять её действующие правила и плыть по течению. Нет, этого делать не нужно, по крайней мере, сейчас. Окиньте происходящее там критическим взглядом. В наших школах очень много рухляди, очень много тлена, очень много древностей. Некоторые из них представляют собой своеобразный паноптикум. К сожалению, администрация и учителя этим очень гордятся. Сейчас школе нужен новый взгляд, новые решения и новые шаги, сделать которые могут только новые люди. Поэтому я призываю вас: явите, пожалуйста, в школу это новое! Продемонстрируйте новые подходы и явите новое лицо.

К сожалению, в образовании сейчас всё поставлено с ног на голову. Кто в школе главный? Для кого она существует? Для ребёнка. Но далеко не все учителя так думают. Ради чего мы работаем? Чему учить? Как учить? Как измерить результат? Что будет побуждать учителей к работе? Все эти вопросы можно считать проклятыми вопросами современной школы, но на них нужно отвечать. И каждый из вас будет отвечать на них по-своему. В связи с этим вы наша надежда: на новую школу, в которой главный – ученик. Это школа радости, которая сможет выполнить те задачи и двигать наше образование и Россию вперёд.

 

«Не отвлекайте президента»

 

Пригласили молодых учителей активно вступать в областной профсоюз работников народного образования и науки.

- Мы организуем и проводим региональные смены, которые возглавляет Совет молодых педагогов, оказываем материальную поддержку, - рассказывала заместитель председателя профсоюза Тамара ЛЯХОВА. –  Кроме этого мне хочется посоветовать следующее: вы пришли в педагогические коллективы. Конечно, своим молодым, свежим взглядом вы можете увидеть какие-то недостатки, столкнуться с какими-то проблемами. Хочу посоветовать вам: не пишите сразу президенту или министру о тех проблемах, которые у вас возникли, не загружайте их, не отвлекайте от важных государственных дел. У нас есть общественная учительская организация, которая окажет вам и моральную, и юридическую поддержку.   

О подъёмных учителям

Вторая половина встречи прошла в формате «Вопрос – ответ». Значительная часть поднятых тем касалась материальной поддержки начинающих педагогов.

- На нашей конференции шла речь о подъёмных и их количестве. Вы говорили, что они составляют 120 тыс. рублей. Но при подаче документов в Центр молодёжи меня спросили: «Откуда вы берёте эти цифры? Такую сумму вы никогда не получите. За первый год вы получите 18 тыс. рублей». Это правда?

- Это неправда, - ответил Александр Аникеев. – На конференции я говорил об общей сумме за три года. Для работающих в сельской местности по итогам первого года работы в школе выплачивается 30 тыс. рублей, за второй год – 40 тысяч, за третий – 50 тысяч. Сумма, которую выплатят городским учителям, тысяч на 10 меньше. Плюс к этому вы получите выплаты как молодые специалисты.

- После окончания вуза вы должны прийти в школу, устроиться на работу, подать нам документы о том, что вы работаете в бюджетном учреждении, - добавил начальник Управления молодёжной политики министерства образования и науки Михаил АРТАМОНОВ. – Через год после этого периода вам начислят первую выплату.

- А мне в Центре молодёжи сказали, что никогда таких сумм не было и откуда я  вообще взяла эти цифры…  

- У учителей существует две формы поддержки: как молодых специалистов и как молодых педагогов, - пояснил министр образования и науки. – У молодых учителей выплаты больше.

- У нас оказывается материальная поддержка молодым педагогам, которые пришли работать в школу после вузов. А существует ли материальная поддержка учителей, которые после окончания вуза где-то ещё поработали и только потом пришли в школу?

- У нас молодыми педагогами считаются те, кто пришёл в школу сразу после окончания вуза. Мы сделали это, чтобы стимулировать выпускников приходить работать в школу сразу после окончания вуза. Формы поддержки для тех, кто сначала где-то поработал, а потом пришёл в школу, не предусмотрены. И это правильно.

- Есть ли какие-то дополнительные выплаты за красный диплом?

- В каждой школе директор устанавливает молодому педагогу особую надбавку. Мы рекомендуем, чтобы устанавливали надбавку тем, кто пришёл с красным дипломом. Уточните этот момент у вашего директора.

- Выделяются ли молодым специалистам субсидии на получение жилья?

- Сейчас не выделяем. Пару лет назад у нас была реализована программа ипотечного кредитования учителей, благодаря которой квартиры смогли купить более 20 человек. Но потом начался кризис. Областной бюджет выделил средства на данную программу. Однако возникла проблема с банками. Одним из условий было, чтобы ипотечный кредит выдавался под невысокие проценты. Тот банк, с которым мы работали, отказался от сотрудничества. Наши специалисты вели и до сих пор ведут эту работу. В бюджете следующего года мы также запланируем средства на реализацию данной программы.

- Урок дать непросто, к нему нужно подготовиться. Я готовлюсь дома. Мне эту работу никто не оплачивает. А ведь если посчитать, это всё очень тяжело.

- Найдите, пожалуйста, приказ федерального Минобра о режиме рабочего времени педагогических работников. Там прописано, что оплачивается, что нет. Имейте в виду, уважаемые коллеги, что у нас есть определённые стереотипы. Мы считаем, что существует понятие «ставка»: 18 часов, мне за них должны платить среднюю заработную плату по региону. Нет! Понятие ставки ушло вообще. Установлены нормы часов. Для педагогических работников это 36 часов в неделю. За них идёт оплата по базовой ставке. Эти 36 часов делятся на две части: аудиторная и неаудиторная учебная нагрузка. Аудиторная – это вот те часы, которые вы проводите. Неаудиторная – подготовка к урокам и другая деятельность. Нормирование труда учителя – это очень большая проблема.. Мы стараемся подвигать школы к тому, чтобы и вашу неаудиторную занятость тоже оплачивали.

- Чем школа обязана обеспечить меня для работы? Или ничего не должна?

- Должна обеспечить рабочим местом. Но это отнюдь не должен быть отдельный кабинет. Какой-то минимальный набор средств обучения. Что ещё вы хотите?

- Сейчас 21 век, время современных технологий. Школа обязана обеспечить каждого учителя, например, компьютером, принтером?

- Нет, не обязана. Хотя в некоторых школах компьютеры есть в каждом кабинете. Поменьше думайте об этом.

О бесплатных экскурсиях для школьников

- Я работаю учителем истории. Хотелось бы съездить с учениками на экскурсии, чтобы они могли просвещаться в более интересных формах. Но это прежде всего денежный вопрос. Может быть, министерство образования разрабатывает какие-нибудь проекты для учеников: чтобы они могли проявить себя и получить грант на бесплатные экскурсии по калужским музеям, достопримечательным местам?

- Нечасто, но мы можем предоставлять вам бесплатно школьный автобус, чтобы вы могли совершить экскурсию по Калужской области. Для этого нужно, чтобы директор школы сделал заявку в ваш отдел образования. Во-вторых, много интересных программ реализует наше министерство культуры и туризма. В частности, в Калуге они вместе с нашим министерством начали программу «Урок в музее». В её рамках школьники бесплатно посещают музеи. Для этого нужно обратиться в краеведческий музей. Есть бесплатные экскурсии по местам боевой славы. Интересные проекты реализует и военно-историческое общество в Москве. Я хотел бы попросить, чтобы вы не ждали, когда министерство образования махнёт вам рукой. Проявите инициативу. Это важно, чтобы вы таскали детей за пределы класса. Основное удовольствие и вы, и дети получите от общения вне урока. Это неформальное общение играет высокую роль в завоевании учительского авторитета.

Об охране школ

- Хотела спросить, как должна осуществляться охрана школ?

- Очень строго. Как это делать, решает сама школа. Мы настаиваем на том, чтобы охрана школ финансировалась из бюджета. Но пока это не получается, к сожалению. Пока бюджет не может себе этого позволить. Поэтому мы просим – я подчёркиваю: просим! – родителей, чтобы они оказали здесь помощь. Школа заключает договор с родительским комитетом, а родительский комитет заключает договор с охранным агентством. Но я думаю, что мы скоро придём к тому, что охрана будет осуществляться за бюджетные деньги.

О вдохновляющем оценивании

- Есть ли какие-то подвижки в сторону большей свободы в выборе системы оценок?

- Всякое оценивание очень условно. Исходя из этого, будьте осторожны с оцениванием, подходите к нему трепетно. Оценивание, действующее в школе, несовершенно. Диапазон в 4 балла в оценивании ребёнка – что это такое? Это всё равно что меня ростом 1 метр 80 см запихнуть в коробку из-под спичек. Но, если вы решили взломать эту систему в отдельно взятой школе, пожалуйста, будьте осторожны. Лучше использовать вдохновляющее оценивание. Скажите ребёнку или напишите какие-нибудь вдохновляющие слова. А тем, кто его не заслуживает, поставьте просто палочку или чёрточку: вроде, ты выполнил домашнее задание, двойку ставить не хочу, а тройки тебе много. Не спешите с оцениванием и никогда не используйте оценку в качестве наказания.

О работе с родителями

- Мы раздавали родителям анкеты о согласии на обработку персональных данных. Очень многие не соглашаются. Как нам, учителям, реагировать, потому что, если мы не войдём в единую систему, будут проблемы с аттестатами?

 - Родителям надо объяснять, что в этом нет ничего страшного. Не понимаю, почему они отказываются. Многие делают это по глупости. Что изменится от того, что ты предоставишь свои персональные данные? Например, мои паспортные данные знает вся страна. Меня никто не спрашивает. Сейчас вот журналисты напишут какую-нибудь гадость от моего имени – и что теперь? Мне с вилами идти бороться против этого? Ну ничего страшного. Это жизнь. Всё бывает. Доказывайте родителям, что нет ничего страшного.

Об аттестации по-новому и кибератаках

- Произойдут ли с 2017 года какие-то изменения в аттестации учителей?

- Новая система аттестации только разрабатывается. Там очень много спорных вопросов. В частности, предлагается разделить должность учителя на несколько других, которые предполагают исполнение разных трудовых функций. Я не представляю себе, как можно дифференцировать трудовые функции, если есть только одна: учить и воспитывать детей.  У меня есть свой взгляд на аттестацию учителей, но пока федеральное министерство придерживается иной точки зрения.

- Вскоре появится база данных, которая объединит все школы. Кто даёт гарантии за сохранность персональных данных в случае взлома этой системы?

- Во-первых, мы эту услугу выводим на аутсорсинг. Организация, которая выиграла её, создаёт систему и некоторое время будет осуществлять её сопровождение. Потом этим займутся наши специалисты. Там предусмотрена система защиты. Но мы не застрахованы от разного рода внешних вмешательств, кибератак. У нас в одной из калужских школ даже была кибератака во время записи детей в первые классы. К счастью, обошлось.

О бумажной рутине и образовательных услугах

- Вы сказали замечательные слова о том, что учитель должен сеять зёрна, чтобы получить хороший урожай. К сожалению, современная система образования отняла у учителя плуг и соху. Будут ли в связи с этим какие-нибудь подвижки в нашей системе образования?

- А что такое плуг и соха в вашем понимании?

- Вместо того, чтобы учить детей, направлять их, учителя занимаются совсем не тем: составлением планов, миллионов бумажек и т.д.

- По поводу «миллионов бумажек» - это очень преувеличено. Не думаю, что вы написали уже миллион бумажек. По поводу планов. Друзья мои, я не понимаю, как можно работать без плана урока? Некоторые относятся к нему с предубеждением. Но никакого нигилизма здесь быть не должно. План урока – это ваш рабочий документ. Вся деятельность учителя и ученика на уроке планируется так же, как планируются образовательные результаты. Если вы не будете видеть, каких результатов должны достигнуть в конце урока, вы не увидите, как вы достигнете этих результатов.

Вам необходимо знать последовательность учебного курса. Все уроки должны быть даны в обязательном порядке. Учителя халтурят: опускаются целые темы! Историки не хотят изучать историю зарубежных стран XX века. Кому-то не нравится Байрон. Недавно узнал, что Тургенев, оказывается, был либералом, и кому-то это тоже не нравится. Поэтому план нужен всегда. Какие ещё тонны бумаг вы успели написать?

- Уйдёт ли тенденция того, что образование – это услуга?

- Понимаю, чем это навеяно. Пожалуйста, относитесь к этому очень спокойно. Сразу давайте условимся: слово «услуга» к профессии учителя не имеет никакого отношения. Как говорила известная актриса Лидия Смирнова, это вопрос терминологии. Данное слово содержится в Бюджетном кодексе РФ, Законе об образовании. Это термин, которым пользуются управленцы. Когда мы говорим о слове «услуга», то имеем в виду прежде всего количественные и качественные характеристики того, что должны предоставить, того, что должно быть профинансировано из бюджета. Учителя никаких услуг не оказывают – их оказывает образовательная организация. А педагоги работают: обучают и воспитывают, – поэтому к вам это слово не имеет никакого отношения.

Напоследок молодые учителя попросили дать им какой-нибудь общий совет.

- Я хотел бы, чтобы вы не разочаровались в вашей профессии. Не обращайте внимание на все эти бумаги, выплаты. Сосредоточьтесь на главном – детях, и вы получите большое удовольствие. Давайте больше радоваться, больше оптимизма, и всё будет хорошо.

Фото автора.

Опубликовано: 05.10.2016 16:47 57 12615
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев